Фактор рыночной конъюнктуры
Конкретные условия предоставления товаров, услуг, рабочей силы определяют понятие рыночной конъюнктуры. Факторы конъюнктуры определяют движение цен, ценных бумаг, размеры производства, занятости. Конъюнктура рынка — конкретные условия реализации общественного продукта. Она осуществляется в соотношениях между имеющимися на рынке материальными ценностями и услугами и потребностью в них. Если спрос превышает предложение, создаются стимулы для развития производства. В противоположном случае появляется необходимость сокращать производство. Конъюнктура зависит от емкости рынка, что, в свою очередь, определяется объемом производства и его специализацией, уровнем покупательной способности населения.
Соотношение спроса и предложения, которое лежит в основе конъюнктуры рынка, влияет на структуру и размещение народного хозяйства. Если колебания конъюнктуры краткосрочные, влияние незначительно или совсем мизерно, но если повышение или понижение спроса на определенные товары имеет долговременную тенденцию, важные сдвиги в размещении производительных сил неминуемы.
Устойчивый спрос мирового рынка на некоторые сельскохозяйственные товары может на протяжении многих лет определять специализацию сельского хозяйства некоторых стран и регионов. Так, в начале XIX в. Египет превратился в хлопкосеющую страну благодаря повышенному спросу на длинноволокнистый хлопчатник. Куба стала мировым производителем сахара-сырца, преобладающая часть которого экспортировалась. Страны Центральной Америки превратились на "банановые республики", поставляя за границу продукцию тропического земледелия. Чай определяет благосостояние жителей Шри- Ланки, арахис — Сенегала. Благоприятная конъюнктура на рынке чая уже во второй половине XX в. определила специализацию на этой культуре стран Восточной Африки — Кении, Уганды и Танзании, хотя для жителей этого региона чай — непривычный напиток.
Рыночная конъюнктура тесно связана с научно-техническим прогрессом, реагирует на его развитие. Товары высшего качества, высшей степени сложности, которые удовлетворяют новые потребности, имеют повышенный спрос, поэтому цены на них растут. В тех странах и регионах, где своевременно учитываются тенденции конъюнктуры, экономика выдерживает темпы научно-технического прогресса.