Онлайн заявка на кредит

Национальные проекты

Оформить заявку

Научная общественность уже длительное время говорит о необходимости определения ограниченного круга приоритетов экономического и социального развития и направления на их реализацию существующих бюджетных средств; на этом постоянно делают акцент в своих работах ученые Института экономики и прогнозирования. К сожалению, эти рекомендации не воплотились в практику социально-экономического планирования. Некоторые приоритетные задачи определялись на уровне посланий Президента. В то же время количество таких приоритетов достигло десятков, сами приоритеты постоянно менялись в зависимости от того или иного правительства, той или иной политической ситуации, но никогда тем или иным приоритетам не предоставлялся статус национальных в том понимании, как это существует в России. Следствием подобного течения событий стало то, что в перечень приоритетов включались все те задачи, которые возникали перед страной на разных этапах ее развития. В результате на сегодняшний день существует более 400 государственных целевых программ, имеющих приблизительно одинаковый уровень приоритетности в глазах государства и общества. Финансирование этих программ осуществляется в неполном объеме и в "рваном режиме", что не позволяет достичь поставленных задач и не может быть признано обществом как эффективное использование имеющихся в стране ресурсов.

В условиях политической нестабильности все чаще речь идет об увеличении социальных расходов. Инициативы президента, правительства или депутатов в отношении повышения уровня социальной обеспеченности населения в целом понятны и в определенной степени мотивированны. В то же время говорится о повышении уровня социального обеспечения вообще и не анализируется уровень социальных расходов, превышение которого может привести к разбалансированию бюджета, а также не определяются приоритетные направления государственных расходов, в том числе социальных.

При ограниченных объемах бюджетных средств решить все проблемы, существующие в экономике и сфере социального обеспечения, невозможно. Следовательно, все равно необходимо осуществлять определенный выбор приоритетных на современном этапе задач, требующих первоочередного внимания, что и было сделано в Российской Федерации путем определения ограниченного количества национальных проектов, в каждом из которых четко сформулированы цели и механизмы реализации, критерии достижения результатов, принципы финансового обеспечения.

Несмотря на чисто социальный характер по меньшей мере трех из четырех национальных проектов, реализация которых осуществляется Российской Федерацией, их направленность на развитие человеческого капитала, а следовательно, на повышение способности государства решать сложные задачи внедрения в стране инновационно-инвестиционной модели развития экономики, позволяет увеличить социальные расходы без опасности для экономической стабильности. Отмеченное обусловлено тем, что при таком подходе преимущественная доля социальных расходов направляется на обеспечение оптимального воспроизводства человеческого капитала и ориентирована на экономическое развитие. Безусловно, внедрение подобной инициативы будет иметь определенные особенности, связанные с условиями реализации таких проектов, а также направленностью тех из них, которые могут быть признаны как национальные.

Во-первых, Россия имеет намного более мощные возможности для реализации социальных инициатив. Кроме того, сегодня в российской научной среде продолжаются дискуссии по поводу возможностей и целесообразности использования денежных средств Стабилизационного фонда (частично или в полном объеме) для реализации национальных проектов, которое может привести к увеличению объемов их финансирования. Чем меньше денежных средств мы имеем в своем распоряжении, тем тщательнее следует подходить к выбору приоритетов их расходования.

Во-вторых, Российская Федерация в начале столетия осуществила ряд серьезных шагов по совершенствованию системы государственного управления, что создало благоприятные условия для организации эффективной, прозрачной и понятной для общества деятельности по реализации национальных проектов. Естественно, в таких условиях формирование и реализация национальных проектов становятся непростой задачей. В то же время нацеленность власти на реализацию национальных проектов и ответственность перед обществом побудят ее как можно скорее провести административную реформу и улучшить качество государственного управления.

В-третьих, Россия уже достаточно длительное время живет в ситуации политической стабильности. Между тем концентрация внимания общества на реализации национальных проектов будет способствовать нахождению точек соприкосновения противоборствующих политических сил и позволит объединиться в целях решения задач, имеющих определяющее для общества значение.

Несколько иной, на наш взгляд, может быть и направленность национальных проектов.

Задача развития современной транспортной инфраструктуры (железных и автомобильных дорог, аэропортов и т. д.) также заслуживает внимания в качестве претендующей на получение статуса национального проекта. Таким образом, эта задача заслуживает включения в перечень национальных проектов.

Важными с точки зрения обеспечения ускоренного экономического роста и высокого качества экономического развития являются поддержка науки, инноваций, а также развитие наукоемких видов деятельности, что должно учитываться при формировании общегосударственных приоритетов.

Поделиться и сохранить:

1

Срочно нужны деньги?

Не уверены в положительном решении банка?

Мы помогаем даже в самых сложных ситуациях, когда другие не знают, что делать!

Получить займ

Какие возможности даёт ваша кредитная история?

Быстрая проверка кредитной истории!

Проверить кредитную историю