Онлайн заявка на кредит

Современные тенденции изменения мировой конкурентной среды

Оформить заявку

Конкуренция как способ сосуществования субъектов хозяйствования в условиях стремительных изменений рыночной среды претерпевает существенную трансформацию, и современные исследователи все чаще находят аргументы в пользу утверждения об изменении ее природы. Проведенные обобщения современных теоретических и эмпирических исследований в сфере конкурентных отношений позволяют сформулировать признаки изменения природы конкуренции:

  1. Трансформация роли потребителей, проявляющаяся в активизации поиска ими предприятий с необходимыми стратегическими возможностями для создания желаемой ценности. Этот подход предусматривает реализацию "классического маркетинга наоборот", когда потребитель самостоятельно выбирает для себя ценность (или ее составляющие из числа возможных альтернатив) и этим влияет на товарную политику предприятий и цену товара. Изменение сознания потребителя превращает его в созидателя не только продукта, но и бизнес-процесса, функционирование которого обеспечивает создание ценности. Появление новых средств информации, в том числе Интернета с его многофункциональностью, способствует трансформации роли потребителя.
  2. Глобализация, дезагрегирование и фрагментирование рынков, требующие принципиально новых подходов к сегментированию рынков и рассмотрению каждого потребителя как отдельного рынка, а это, в свою очередь, предусматривает создание для него уникальной ценности. Такой подход формирует устойчивую тенденцию индивидуализации производства. Кроме того, развитие телекоммуникационной сети способствует преобразованию всех предприятий, независимо от масштабов деятельности, в глобальные (с учетом появления новых конкурентных возможностей). В обществе, основанном на знаниях, наряду с глобализацией предприятий проводит глобализация ресурсов, а миграция капитала и рабочей силы характеризуется все большим динамизмом. При этом значительные расстояния не являются принципиальным препятствием для формирования эффективных бизнес-моделей.
  3. Расширение горизонта и многовекторности конкуренции, изменяющее классические представления о конкурирующих предприятиях как об имеющих сходство с точки зрения потребителей, до появления нетрадиционных конкурентов или возможности альтернативного использования реальными и потенциальными потребителями своих ресурсов. По сути, конкуренцию необходимо воспринимать как борьбу за ресурсы (денежные средства, время) покупателей, а не как завоевание приоритета по продажам товаров на определенном сегменте рынка. Я. Гордон отмечает: "Конкуренцию составляет все, что покупатели считают заменителями товаров или услуг вашей фирмы. Это могут быть товары того же внешнего вида, с такими же функциями или выгодами. Это могут быть и альтернативные способы использования денежных или временных ресурсов - те и другие ограничивают объемы покупки у вашей компании".
  4. Распространение процесса конвергенции, создающее предпосылки для построения конкурентных преимуществ на границах (и за границами) традиционных отраслей и, соответственно, формирования нетрадиционных конкурентных групп, состоящих из разноотраслевых игроков. В этом контексте уместно расширить изучение нового вектора конкуренции - развития процессов меж- и внутрицепной конкуренции (конкуренции между цепями создания ценности, а также внутри каждой цепи между ее участниками за лидерство и долю конечного вознаграждения). Такое проявление трансформации отношений конкуренции порождает новую проблему — построение эффективных систем управления цепями "потребитель - посредник - производитель - поставщик ресурсов" по критерию достижения максимальной доли в конечном вознаграждении указанной цепи.
  5. Рост спроса на инновации и активизация их повторного использования, что связывается с нарастанием доли интеллектуальной компоненты в производимой продукции и повышением уровня непредсказуемости конкурентного поведения участников рынка. В условиях борьбы за интеллектуальное лидерство данное обстоятельство означает возможность получения принципиально новых конкурентных преимуществ и сферы их реализации, поскольку конкуренция - это не "продукт против продукта", "эффективность против неэффективности", а "нелинейная" инновация против "линейной". Преобразование интеллектуального капитала нации в коммерческую продукцию является важной составляющей инновационного процесса, и эффективность этого процесса обусловливается существованием и разветвленностью инновационно восприимчивой среды, наполненной соответствующими инфраструктурой, законодательным и специальным обеспечением.

Поделиться и сохранить:

1

Срочно нужны деньги?

Не уверены в положительном решении банка?

Мы помогаем даже в самых сложных ситуациях, когда другие не знают, что делать!

Получить займ

Какие возможности даёт ваша кредитная история?

Быстрая проверка кредитной истории!

Проверить кредитную историю