Онлайн заявка на кредит

Преимущества монополий

Оформить заявку

Монополия представляет собой: 1) определенное положение на рынке, когда один продавец предлагает товар, не имеющий субститутов, а доступ на рынок заблокирован барьерами (чистая монополия); 2) факт исключительного права на производство, торговлю и другие виды хозяйственной деятельности, принадлежащие любому участнику рыночного процесса; 3) группу предприятий, связанных между собой отношениями собственности, технологической зависимостью, взаимными поставками продукции, и т. п.

Исследование закономерностей рыночного поведения монополий дает основания утверждать, что монополии как хозяйственные организации играют весомую роль в социально-экономическом развитии любой страны. Проанализируем некоторые положительные аспекты монопольной деятельности:

  1. Необходимо признать, что монополист может иметь преимущества в производственно-сбытовых издержках благодаря выгодам от масштабов производства и инноваций. Действительно, экспансионистское поведение, характерное для монопольных компаний, несет в себе потенциал экономического роста. Кроме того, монополия может снижать затраты в случаях, когда значительный уровень концентрации способствует полному достижению эффекта от масштаба или необходим для этого. И хотя объем выпуска монопольной фирмы меньше по сравнению с отраслевым, все же он остается выше, чем объем производства отдельной фирмы-конкурента. Заметим, что именно стратегия наименьших издержек стала залогом успеха многих монопольных компаний: "Briggs and Stratton" - на рынке небольших бензиновых двигателей (компания владеет 50% акций мирового рынка), "Lincoln Electrik" - на ринке электросварочного оборудования и запасных частей. В числе фирм, известных успешным применением стратегии наименьших издержек в нескольких сферах бизнеса, можно выделить "Emerson Electrik", "Texas Instruments" и "Black and Decker". В свою очередь, минимизация издержек обеспечивает монополисту возможности для снижения цен в отрасли. Из истории известно немало случаев, когда в течение нескольких лет цены в монополизированных отраслях снижались в 6-20 раз. Наконец, теория безусловно признаёт преимущества в издержках и более высокую эффективность производства в условиях естественной монополии.
  2. Как правило, компания-монополист (особенно если она представляет собой вертикально интегрированную структуру) может также достигать существенных преимуществ в трансакционных издержках. Огромная монополия способна снижать расходы административного характера, расходы на разного рода соглашения и на заключение договоров между отдельными производственными подразделениями, объединяя в свою структуру смежные стадии изготовления продукции, НИОКР, сбыт, обслуживание потребителей, и т. п. Очевидно, в результате такой тенденции к объединению усилий достигается значительный экономический эффект.
  3. При определенных условиях объем выпуска продукции монопольной фирмы может превышать объем производства при конкуренции, а монопольная цена не обязательно будет максимально возможной. Даже если единственной целью производителя является возможность устанавливать монопольные цены, наличие усовершенствованных способов производства и лучшего управленческого аппарата сдвигает оптимальную для монополиста цену в сторону конкурентной цены. Очевидно, что монопольная цена будет превышать конкурентную, а объем продукции будет меньше конкурентного, если технология и организация производства в обоих случаях будут одинаковы. Ситуация не такая однозначная при изменении того или иного фактора под влиянием инновационных процессов, в условиях естественной монополии, квазиконкурентных рынков, и т. д.
  4. Огромные монополистические объединения вносят весомый вклад в ВВП страны, обеспечивают конкурентоспособность национальной экономики. И это тоже является неоспоримым фактом. Подтверждением сказанному служат следующие факты. В США 100 первых по величине корпораций производят около 60% ВНП и обеспечивают функционирование почти половины рабочих мест. В Японии 5 крупнейших корпораций контролируют около 80% национального рынка. Следует также отметить, что отраслевая принадлежность и профиль деятельности огромных монополий формируют международный имидж страны. Например, основой для формирования ВВП являются предприятия-монополисты нефтегазовой отрасли, электроэнергетики, металлургического комплекса.
  5. Как феномен производства и одна из сил в механизме рыночной самоорганизации монополия несет в себе потенциал регулирования и планомерности, способствует прогнозируемости рынка. Особенно это касается монополий, составляющих группу предприятий, связанных технологической зависимостью, взаимными поставками продукции, и т. д. В пределах такой монопольной фирмы возникает единство собственности с разветвленным производственным процессом. "Сознательная воля" монополиста координирует рыночные цены и объемы предложения, контролирует отношения с поставщиками и конкурентами, влияет на спрос потребителей и темпы развития отрасли, осуществляет жесткий учет ресурсов и их рациональное распределение между отдельными производствами, управляет величиной инвестиций, расходов на рекламу и т. п. Рыночные процессы становятся управляемыми и подконтрольными, снижаются неопределенность и непредсказуемость хозяйственной сферы, ограничивается банкротство фирм, и т. д.
  6. Основой для сохранения монополии является гибкость. Наличие совокупности факторов потенциальной конкуренции обусловливает неустойчивый характер современных монополий. Динамичность развития рынка, изменения в его структуре, вызванные НТП, активизация диверсификационных процессов, интенсификация межотраслевой и межгосударственной экспансии капитала, глобализация экономики ограничивают монопольную власть компаний. Поэтому монополист вынужден проявлять высокую мобильность, своевременно адаптироваться к спонтанным рыночным процессам, подчиняться их диктату, перестраиваться в зависимости от изменений спроса на рынке, действовать в соответствии с требованиями изменчивой конкурентной среды. Конечно, в этом смысле монополисты малых размеров имеют преимущество перед компаниями-гигантами: первым проще достичь гибкости благодаря максимальному приближению к потребителям собственной продукции.
  7. В современной практике хозяйствования нередко не находит подтверждения распространенное в учебниках по экономической теории высказывание о том, что "монополия уничтожает конкуренцию". В условиях информатизации и глобализации мировой экономики наличие и утверждение монополий не уничтожают, а лишь видоизменяют конкуренцию, переводя ее в русло инновационной активности, перенося акцент с жесткой борьбы за разорение и вытеснение конкурента с традиционного места на рынке на поиск перспективных возможностей, еще не использованных потенциальными соперниками. Это обусловливает, с одной стороны, некоторое смягчение форм конкуренции, уход в прошлое ее наиболее разрушительных проявлений, а с другой - повышение интенсивности конкурентной борьбы на тех участках и в тех сферах, где технический прогресс происходит наиболее динамично, разрушая устоявшиеся пропорции и порождая новые потенциальные рынки.
  8. Сегодня уже не вызывает сомнений и возражений также тот факт, что фирма-монополист может быть инновационно активнее, чем фирма, функционирующая в конкурентной отрасли. История экономики знает немало случаев, когда в XX в. значительная часть выдающихся открытий была сделана мелкими фирмами, однако их реализация стала возможна только в "крупном бизнесе": например, сегодня в США на 100 крупнейших корпораций приходится почти 90% НИОКР. Высокая инновационная активность монополиста обусловлена широкими возможностями крупномасштабного финансирования, весомым научно-техническим потенциалом, совокупностью экономических, технологических, организационных факторов, необходимых для реализации открытий и нововведений. Это особенно важно при динамичном развитии информационно-технической революции, когда расходы на реализацию средних разработок удваиваются каждые 3-4 года. Впрочем, не только возможности стимулируют монополиста внедрять инновации, Сегодня инновации для монополии являются одновременно основой, условием и гарантией сохранения монопольного положения. Речь идет о том, что: 1) инновации обеспечивают сохранение и рост сверхприбылей монополий; 2) технологические нововведения являются необходимым условием удерживания устойчивых конкурентных преимуществ и сохранения лидерства, а также служат средством глобальной конкуренции крупнейших ТНК; 3) инновации являются одним из средств создания стратегических барьеров для входа в отрасль потенциальных конкурентов.
  9. Монополистические фирмы владеют значительным инвестиционным потенциалом. Инвестиционные возможности монопольных фирм и их склонность к инвестированию намного выше, чем у других участников рынка. Одним из источников инвестиций являются монопольные прибыли, которые такие фирмы, как правило, инвестируют в исследования, благодаря чему всегда имеют возможность опережать своих соперников или, по крайней мере, удерживаться на их уровне.
  10. Нельзя не вспомнить и то обстоятельство, что на монопольных предприятиях уровень заработной платы существенно выше, чем на предприятиях, функционирующих в условиях сильной конкуренции. Например, в течение 2002-2008 гг. в металлургической и добывающих отраслях средняя заработная плата работников на 30-35% превышала среднюю по промышленности и на 50-80% - соответственно, по экономике в целом. Как правило, монополист также предоставляет своим работникам значительные социальные гарантии и обеспечивает нормальные условия труда для многочисленного персонала компании, что способствует повышению их благосостояния.

Поделиться и сохранить:

1

Срочно нужны деньги?

Не уверены в положительном решении банка?

Мы помогаем даже в самых сложных ситуациях, когда другие не знают, что делать!

Получить займ

Какие возможности даёт ваша кредитная история?

Быстрая проверка кредитной истории!

Проверить кредитную историю