Теория человеческих отношений как школа менеджмента
Теория человеческих отношений как школа в менеджменте базируется на исследованиях, связанных с пониманием негомогенности факторов производства, в частности, того, что труд (человек) в условиях НТО намного важнее, чем другие факторы.
Теория социальных процессов, разработанная основателем институционализма Т. Вебленом, поставила в центр общественных наук идеи развития и деятельности человека. В противовес классической школе политической экономии, которая денежный интерес признала равнозначным экономическому интересу и тем самым вывела человеческую личность из экономического анализа, институционалисты поставили человека в центр последнего. Предметом экономической науки, писал Т. Веблен. является изучение поведения человека в его отношении к материальным средствам существования, и такая наука по необходимости есть исследование живой истории материальной цивилизации.
Пытаясь вычеркнуть из этой истории преобладание гедонистических мотивов, институционалисты повели борьбу с устаревшим представлением о человеческой психологии, инстинктивно направленной только на полезность. Представляется, именно это сначала породило в менеджменте "промышленную психологию" с ее принципом инструментализма, то есть якобы непредвзятости психолога к политическим и этическим аспектам своего труда, а позже - отказ от привязки менеджмента к механическому выполнению работниками производственных операций и его рассмотрение через призму моральных ценностей и отношений между людьми (Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Э. Мэйо).