Онлайн заявка на кредит

Роль рисков и неопределенностей в экономической игре

Оформить заявку

Отношения между поставщиком и заказчиком характеризуются неопределенностью: 1) предприятие - поставщик определенного ресурса в ряде случаев владеет ограниченной информацией в отношении того, сколько этого ресурса потребуется заказчику - производителю готовой продукции. Существует известная неопределенность и у фирмы-заказчика в отношении того, сколько ресурса сможет поставить его поставщик; 2) и поставщик, и заказчик сталкиваются с неопределенностью, связанной с динамично изменяющимися ценами (это обстоятельство служит основанием для так называемых игр "с природой").

Поставщик всегда до известной степени непредсказуем: он может не поставить продукт вообще, не поставить его в оговоренный срок, поставить продукт не того качества, не в той комплектации, как предусмотрено договором, и др. В данном случае к стратегиям заказчика относятся: заключать договор, не заключать договор о поставке с данным конкретным поставщиком или не заключать такой договор вообще. Кроме того, одной из стратегий, позволяющей избежать риск, связанный с поставкой продукта независимым поставщиком, представляется его вертикальная интеграция. В ходе такой интеграции происходят интернализация рыночных трансакций и сокращение соответствующих трансакционных издержек, По сути, вертикальная интеграция поставщика способна положить конец игре.

Игра, как правило, носит последовательный, состоящий из нескольких этапов характер.

Соглашение об интеграции и фьючерсный контракт (делающий для покупателя предсказуемой цену на покупаемую продукцию) являются возможными исходами игры с природой "поставка товара в условиях изменяющихся цен".

К достаточно распространенному классу игр рассматриваемой категории относятся взаимодействия, которые можно назвать "обман покупателя по качеству продукции или услуги". В соответствии с моделью рынка "лимонов" американского исследователя Дж. Акерлофа, продавец может предложить клиентам как высоко-, так и низкокачественную продукцию, которая выглядит так же, как и высококачественная, но стоит меньших издержек. Покупатель же может купить или воздержаться от покупки. У него также могут быть две другие альтернативные стратегии: выбрать продукт низкого, ненадлежащего качества либо же выбрать продукт высокого (нужного ему) качества.

Покупателя могут обмануть в отношении сроков хранения продукта, других потребительских свойств, которые обусловливаются явно (в соответствующих письменных гарантиях) или неявно. Обман возможен при продаже готового изделия, а также при заключении сделки между партнерами. Обманутой стороной может оказаться физическое лицо, предприятие, страна. Обман может обнаружиться сразу после приобретения продукта, а может - через годы.

На определенном этапе игры в нее вступает внерыночная организация, подконтрольная покупателям (орган стандартизации, торгово-промышленная палата и т. д.), которая помогает им сделать правильный выбор.

Необходимо обратить внимание на то, что чем сложнее по своим потребительским свойствам продукция или услуга, тем больше возможностей открывается для проведения игры. Так, широко распространена данная категория игр на рынках услуг здравоохранения и образования. В частности, у продавца образовательных услуг зачастую нет альтернативы: сознательно обманывать или не обманывать, а есть альтернатива: вынужденно предлагать некачественные услуги или не предлагать их вовсе. Причем среди обманутых оказываются не только студенты, обучающиеся за свои деньги. Даже в том случае, если студент учится на бюджетной основе, вуз может обманывать как финансирующий институт - государство, так и получателя бесплатных для него услуг.

Поделиться и сохранить:

1

Срочно нужны деньги?

Не уверены в положительном решении банка?

Мы помогаем даже в самых сложных ситуациях, когда другие не знают, что делать!

Получить займ

Какие возможности даёт ваша кредитная история?

Быстрая проверка кредитной истории!

Проверить кредитную историю