Проблемы регионального развития с учетом европейского опыта
В условиях усиления глобализации мирового хозяйства региональная проблема, скорее всего, уже в ближайшее время заявит о себе с новой остротой. Неслыханные темпы движения капитала приводят к высокой динамичности рабочей силы, для которой пересечение государственных границ в дальнейшем не представит существенных трудностей. Эти два фактора определят существование как минимум двух кардинальных проблем:
- гиперконцентрации деловой активности на локализованных территориях равнины (как правило, в мегаполисах), что вызовет там перегруженность инфраструктуры, дороговизну жизни, обострение межэтнических конфликтов, уязвимость по отношению к терроризму. Уровень привлечения инвестиций и осуществления инноваций в этих микрорегионах будет в десятки раз превосходить показатели соседних территорий;
- упадка регионов с традиционной (недиверсифицированной) структурой производства и сельских территорий, которые в обстоятельствах перехода к неолиберальной модели развития и усиления глобальной конкуренции, прежде всего со стороны "новых лидеров" (Индия, Китай), в отраслях металлургии, химической, легкой и пищевой промышленности могут оказаться неготовыми к отстаиванию тех социальных приоритетов, которые еще в 80-е годы XX ст. считались достигнутыми "раз и навсегда".
Асимметричное развитие регионов характерно для большинства стран мира, однако только в ЕС действуют прозрачные механизмы и инструменты регулирования, высокоэффективная модель конвергенции, которая максимально учитывает намерения народов и правительств стран Европы уменьшить разницу в социально-экономическом статусе, гармонизировать отношения по линии "Брюссель - столица страны - регион".
Переход Евросоюза от неокейнсианской к неолиберальной модели ознаменовал отказ от идеи полной гомогенизации, но тем не менее его главной целью на период 2007-2013 гг. останется конвергенция регионов, которая предусматривает подъем их глобальной конкурентоспособности, стимулирование развития инфраструктуры, усиление европейской кооперации и т. д.
Несмотря на всю дискуссионность положений о позициях стран-лидеров ЕС, приоритет адресной помощи новым членам остается, а следовательно, распределение средств Структурных фондов в пользу стран Центральной и Восточной Европы доминирует.
Важнейшими направлениями совершенствования региональной политики исходя из описанных выше глобализационных и интеграционных тенденций должны были бы стать следующие:
- проведение такой региональной реформы, которая имела бы целью полную идентификацию отечественных таксонов областного ранга с европейским уровнем NUTS-II;
- модернизируя стратегию регионального развития, нужно было бы перейти к современным европейским механизмам и инструментам регулирования, то есть тем, которые действуют сегодня и активность которых сохранится до 2013 г.;
- основной формой реализации государственной политики должны были бы стать операционные программы (в ЕС их существует около 450), которые частично, с помощью многочисленных европейских фондов, уже были составлены для целого ряда областей;
- чрезвычайно важным направлением в сфере развития отношений с ЕС могла бы стать диверсификация еврорегионального сотрудничества, в том числе создание новых еврорегионов (прежде всего морских, то есть тех, что расположены на побережье Азовского и Черного морей);
- поскольку основные вызовы глобализации придутся на международный и локальный уровни экономических отношений, крайне важной должна стать разработка такой стратегии инновационно-инвестиционной модели развития (по образцу Лиссабонской), которая максимально учитывала бы специфичные особенности регионально-локального и нового отраслевого подходов, уже внедренных в ЕС, но остающихся пока не совсем понятыми у нас.