Онлайн заявка на кредит

Эволюция региональной политики ЕС

Оформить заявку

Диспропорциональность вообще присуща любой развивающейся системе, и стремление достигнуть полной гармонии в рамках существующих иерархических связей нередко остается неосуществимым, сколько бы усилий к этому ни прилагалось. С другой стороны, абсолютное отсутствие регулирования может привести к полной дезинтеграции самой системы, что сводит на нет полученный в ходе интеграции синергетический эффект. Именно на почве "разумной достаточности" выстраивалась в послевоенное время региональная политика ЕС.

Римский Договор о европейских сообществах (1957 г.) наряду с многочисленными инициативами и определенными механизмами регулирования нес в своей основе также идею гармонизации регионального развития, которая предусматривала сбалансированный прогресс всех регионов Европейского сообщества, но прежде всего отстававших (less-favoured regions). Поскольку провозглашение идеи выравнивания (кстати, европейцы не очень любят это слово, считая его синонимом "нивелирования", то есть сдерживания самых успешных территорий и "подтягивания" депрессивных) не могло обойтись без введения реальных механизмов и инструментов регулирования, в 1958 г. в пределах тогдашнего интеграционного формирования был создан Европейский социальный фонд (ESF), уставную деятельность которого трудно переоценить: ведь благодаря ему миллионы европейцев прошли переобучение по новым профессиям, а следовательно, получили работу с более высокой заработной платой. На протяжении 50 лет фонд играл главную роль в реализации тендерной, молодежной и в определенной степени - образовательной и технологической политики.

Тем не менее наиболее конфликтным в Европейском сообществе той поры оставалось сельское хозяйство. "Винные войны" между Италией и Францией, проблемы сбыта при перепроизводстве говядины, сыров и дешевых цитрусовых, необходимость ввести квоты на вылов рыбы выявили немало глубоких противоречий в интеграционной группировке, а решения, принимавшиеся в Брюсселе, подчас приводили к дальнейшему упадку регионов, в частности тех, которые имели преимущественно аграрную специализацию. Уже в начале 60-х годов стало понятно, что без дальнейшего стимулирования сельского хозяйства и планирования выпуска аграрной продукции не обойтись. Эти и некоторые другие функции были возложены на Европейский фонд обеспечения и гарантий в сельском хозяйстве (EAGGE), созданный в 1962 г. Его роль, особенно Секции управления, в реализации структурной политики ЕС была довольно значительной, поскольку предусматривались применение финансовых механизмов в развитии аграрных территорий и помощь фермерам в наименее развитых регионах.

В 70-е годы в странах Европейского экономического сообщества (ЕЭС) выразительно проявился тот факт, что в интеграционной группировке существует немало и других проблемных регионов, в частности "старопромышленных", которые еще в начале XX ст. считались авангардными ввиду их промышленной специализации (черная металлургия, угольная промышленность и пр.), а в конце 60-х уже характеризовались устойчивой тенденцией к упадку. Эльзас и Лотарингия, за которые многие годы боролись Франция и Германия, стремительно скатывались в разряд депрессивных, так как применение в ЕС материалосберегающих технологий существенно уменьшало спрос на черные металлы, уголь, кокс и др. Идея поддержки регионов, "страдавших" от научно-технического прогресса, незамедлительно материализовалась: в 1975 г. был создан Европейский фонд регионального развития (ERDF), на который были возложены функции развития инфраструктуры регионов, стимулирования создания новых рабочих мест (эту функцию нередко критиковали из-за дублирования ее Европейским социальным фондом), поддержки проектов местного масштаба и т. п.

Единый Европейский акт (1986 г.) определил направления политики объединения (Cohesion Policy), которая до сих пор является приоритетной и предусматривает функционирование полиструктурной модели социально-экономического развития регионов ЕС. Уже в 1988 г. Совет ЕС в Брюсселе принимает решение об осуществлении операций по линии Фондов солидарности (нынешнее название - Структурные фонды), для чего бюджетом отводилось 68 млрд. экю.

Последнее десятилетие XX ст. характеризовалось дальнейшим совершенствованием политики регионального развития. В частности, по Договору об ЕС, более известному под названием "Маастрихтский" (1992 г.), был создан Фонд объединения (Cohesion Fund) для поддержки проектов в сфере транспортной системы и охраны окружающей среды, а уже Эдинбургский саммит (декабрь 1993 г.) Европейского Совета рекомендовал Европарламенту выделить на реализацию политики объединения 200 млрд. экю, что составляло треть всего бюджета ЕС. В том же году был создан так называемый Финансовый инструмент управления рыболовством (FIFG), роль которого для приморских территорий, специализировавшихся на производстве морепродуктов, трудно переоценить. В этот период получают поддержку многочисленные инициативы по евро-региональному сотрудничеству, развитию коммуникаций, обменов, профессиональному обучению и др., большая часть которых имела немаловажное значение для дальнейшего сближения регионов.

Средства, выделявшиеся в 90-е годы для регионов, были рекордными по объемам для ЕС, а потому логичным был и системный анализ результатов такого расширенного финансирования. Ученые-регионалисты из Лондонской школы экономики и политики, занимавшиеся проблемами конвергенции, пришли к выводу, что регионы в целом имели тенденцию к сближению. Скорость конвергенции впервые рассчитал английский исследователь А. Родригес-Посе; по его мнению, средний коэффициент региональной конвергенции в ЕС на протяжении 1977-1993 гг. составлял 1,2% в год. Наряду с этим, как показал анализ, восемь целей структурной политики (включая подцели), сформулированных для реализации основных идей регионального единства, были довольно обременительными для Структурных фондов Евросоюза, средства которых нередко распылялись. к тому же некоторые регионы, в частности пять регионов Греции, не только не проявили тенденцию к сближению, а напротив, уже в конце 90-х годов им стала присуща дивергенция к другим регионам ЕС. Это требовало новых подходов к регулированию региональных диспропорций на наднациональном, национальном и локальном уровнях.

Поделиться и сохранить:

1

Срочно нужны деньги?

Не уверены в положительном решении банка?

Мы помогаем даже в самых сложных ситуациях, когда другие не знают, что делать!

Получить займ

Какие возможности даёт ваша кредитная история?

Быстрая проверка кредитной истории!

Проверить кредитную историю