Рейтинговая оценка деятельности банков
Приоритетная задача государственного регулирования и управления банковской деятельностью - повышение эффективности работы банковских учреждений, обеспечение финансовой надежности и стабильности, увеличение доверия к банковской системе со стороны клиентов, населения и инвесторов. Выполнение этих задач обеспечивается особым центральным органом государственного управления банковской сферой - Национальным банком. Одной из его ключевых функций является банковский надзор, в процессе осуществления которого используется разнообразный инструментарий с целью дистанционного мониторинга и оперативного выявления проблем в деятельности банков. Важный элемент системы комплексного мониторинга банковского сектора экономики - дистанционный анализ финансовой надежности банков на основе рейтинга.
Банкротство ряда банков остро ставит вопрос о необходимости всесторонней оценки их состояния с целью избегания риска потери средств их клиентами, решения важной для органов банковского надзора задачи раннего предупреждения кризисных явлений в банковской системе и предотвращения потери денежных средств клиентами банка. К сожалению, объем данных, которые содержатся в средствах массовой информации в виде многочисленных таблиц с отдельными показателями деятельности банков (собственный капитал, обязательства банка, активы, кредитный портфель и др.), не позволяет объективно оценить финансовое состояние того или иного банка. Одним из вариантов анализа, дающим возможность обобщить имеющуюся информацию и получить комплексную оценку деятельности банков, является построение рейтинговых оценок. Анализ деятельности банков с использованием рейтинга позволяет всесторонне оценить такие важные составляющие успешной деятельности коммерческих банков, как уровень надежности и эффективности работы с учетом тенденций развития.
Проблема оценки надежности банка имеет давнюю историю. Она возникла еще на этапе становления коммерческих банков, и с тех пор ее актуальность постоянно возрастает. Надежность - это способность банка без задержек и в любой ситуации на рынке выполнять принятые на себя обязательства. В свою очередь, надежность и эффективность всей банковской системы определяются надежностью и эффективностью каждого отдельного банковского учреждения.
Надежность коммерческого банка зависит от большого количества факторов, определяющих возможности его нормального функционирования, которые должны рассматриваться в комплексе, как единая система. Эти факторы классифицируют по следующим признакам: по отношению к деятельности коммерческого банка - внешние, внутренние; по направлению влияния - отрицательные, положительные; по содержанию - политические, социальные, экономические, организационные; по длительности влияния - постоянные, форс-мажорные; по возможностям влияния - нерегулируемые, регулируемые. Именно поэтому рейтинг должен выступать в качестве комплексной характеристики ("среза" всех аспектов деятельности) банка и рассматриваться в проекции "история банка - его миссия и цели - управление - текущие результаты - перспективы". Только такой комплексный подход на базе учета результатов рейтинга и информации, позволяющей всесторонне проанализировать все факторы влияния на деятельность банка, может стать отправной точкой для достоверного анализа финансового состояния банка и выводов относительно его надежности и эффективности.
Для того чтобы в современных реалиях возрастающей конкуренции, падения прибыльности традиционных банковских инструментов наращивать свою мощность, банковский менеджмент должен заботиться не только о надежности банковского учреждения, но и об эффективности его деятельности, то есть о достижении наибольших результатов при наименьших затратах живого и овеществленного труда4, Достичь наиболее высокой эффективности деятельности банковского учреждения можно только при условии принятия научно обоснованных управленческих решений, в результате всестороннего анализа его деятельности с использованием рейтинговых оценок надежности и эффективности коммерческих банков. Рейтинговый анализ позволяет получить комплексную оценку финансового состояния банков и провести сравнительную характеристику результатов их работы.
Рейтинг (англ. rating - оценка) коммерческого банка - это обобщающая оценка его финансового состояния. Задача определения рейтинга сводится не только к ранжированию банков по определенному признаку, но, прежде всего, к объективной оценке их надежности и эффективности. Рейтинг банков - это система оценки их деятельности, базирующаяся на финансовых показателях заботы и данных баланса банков. В научной литературе рейтинги делятся: по типам собственности - государственные и негосударственные; по месту расположения - международные и национальные; по степени прозрачности - открытые и закрытые; по методу построения - балльные, индексные; по способу оценивания - экспертные, бухгалтерские, смешанные; по форме наблюдения - дистанционные и комбинированные.
Балльная система рейтинга позволяет получить интегральную оценку финансового состояния банка в баллах, которые присваиваются ему по каждому из выбранных показателей. Суммарное количество баллов определяет место банка в рейтинге. Сущность индексного метода построения рейтинга заключается в том, что по каждому из показателей финансового состояния банка рассчитывается индекс относительно базовых показателей или средних значений за определенный период. После этого определяются комбинированные индексы (предварительно взвесив индивидуальные индексы по их доле в совокупности). Экспертные методики базируются на оценках показателей, которые выставляет эксперт на основе своего опыта л квалификации по всей доступной информации с использованием как количественных, так и качественных параметров. Основа бухгалтерских методик - анализ публичной финансовой отчетности банка и количественных показателей. Такой подход, конечно, упрощает процесс их формализации. Смешанная система предполагает сочетание результатов как экспертных, так и бухгалтерских оценок,
В международной банковской практике по большей части используют негосударственные рейтинги, преимуществом которых является их открытость. Публикации рейтингов независимыми агентствами позволяют самостоятельно выбирать банк, который отвечает необходимым критериям, и как следствие - взвешенно размещать свои свободные финансовые ресурсы и обеспечивать сохранность своих вкладов. К недостаткам негосударственных рейтингов можно отнести то, что составляются они, как правило, не на основе официальной отчетности. Объективность таких рейтингов в значительной степени зависит от достоверности данных, по которым осуществляются расчеты и системы используемых показателей. Банковские учреждения активно пользуются в повседневной работе также открытыми рейтингами с целью сравнительного анализа их деятельности с другими банками, уточнения своего места и доли присутствия на рынке, выбора банков-контрагентов и установления лимитов при межбанковском кредитовании и т. д.
Особенность государственных рейтингов - их закрытость. Данные рейтинга не публикуются в официальной прессе, а используются органами банковского надзора для предотвращения банкротства банков и обеспечения стабильности всей банковской системы. Рассчитываются такие рейтинги надзорными органами на основе анализа данных как синтетического учета (балансов), так и аналитического - по результатам проверок, Классическим примером государственной рейтинговой методики является система CAMEL, используемая органами банковского надзора США.