Онлайн заявка на кредит

Энергетические стратегии приполярных стран мира

Оформить заявку

Устойчивость темпов экономического роста зависит от бесперебойных поставок естественных углеводородов. Для ослабления зависимости от импорта энергоносителей необходимо в ближайшее время определиться с направлениями оптимизации использования собственных энергоресурсов, а также привлечь внутренних и внешних инвесторов для разработки энергозапасов. Для изучения возможности приспособления стратегий, проверенных практикой организации энергетической отрасли приполярных государств, и опыта их энергетической дипломатии нами проанализированы подходы циркумполярных стран Арктического региона к решению обозначенных проблем.

В целом Север Европы, Арктика - это крупный хозяйственный комплекс, со своими специализацией и местом в мировой экономике и международном разделении труда. Имея развитую промышленность, интенсивное сельское хозяйство, широкую сферу услуг и действенные внешнеэкономические связи, эти страны, уступая крупным государствам по общим масштабам производства и объемам производственных ресурсов, опережают их по многим экономическим показателям на душу населения. Если по населению доля стран Северной Европы составляет менее 1%, то по ВВП и промышленному производству - около 3%, а по экспорту - 5%. Сила стран Европы заключается не в количестве, а в качестве продукции, произведенной в большинстве своем для экспорта. Важными достижениями циркумполярных стран Арктического региона являются опыт совместного выживания в трудных климатических условиях и умение находить компромиссные решения по спорным вопросам.

Конечно, арктические богатства (биоресурсы, запасы полезных ископаемых, и прежде всего - нефти и газа) способны стать поводом для конкуренции между странами региона. Существуют также объективные предпосылки для таких конфликтов - отсутствие полной информации о дне морей и прибрежных территориях с учетом сложности климатических, метеорологических и географических условий для разведки.

Выход к Северному Ледовитому океану, кроме России, особенно заинтересованной в определенных международных соглашениях, имеют США, Канада, Исландия, Дания и Норвегия, которые, как известно, входят в НАТО. Соответствующие договоренности достигаются медленно, поскольку специалисты из этих стран все еще не могут однозначно и точно оценить потенциал энергоресурсов на данной территории. Однако мировой дефицит природных энергоносителей стимулирует интерес и к Арктике, Известно, что обеспеченность первичными энергоресурсами играет ключевую роль в мировой энергетике. Из всех видов энергетических ресурсов органического происхождения (нефть, газ и уголь, составляющие до 85% первичных энергоресурсов) наибольшую обеспокоенность вызывает ресурсная база обычных видов нефти, доля которых достигает 38% потребляемых первичных энергоресурсов. Учитывая неравномерность распределения в мире запасов обычных видов нефти (до 79% этих запасов находится в странахОПЭК) и процесс дальнейшего роста ее потребления, аналитики прогнозируют возможность их исчерпания к 2050 г.

Именно такие прогнозы и стимулируют всесторонний поиск новых источников энергоресурсов в новых газо- и нефтеносных регионах. Практически все транснациональные энергетические корпорации начали изучать возможность разработки месторождений в Северном Ледовитом океане и на прилегающих континентальных участках. Кроме 8 государств, входящих в Арктический Совет (АС), повышенное внимание этому региону уделяют компании из далеких от Северного полюса стран - Германии, Франции, Японии, Китая, Индии, Так, Китай открыл исследовательскую станцию на Шпицбергене и использует в работе ледокол. Российские специалисты сообщают, что только в 1998 г. в секторе полярных владений РФ было организовано не менее 10 морских научных экспедиций США, Норвегии и Германии. В частности, немецкие специалисты при помощи научного корабля "Polarstern" провели исследования в море Лаптевых, недалеко от 200-мильной экономической зоны РФ. США продолжали четырехлетнюю программу изучения Арктики при помощи атомных подводных лодок с использованием систем для картографирования морского дна и донных отложений.

Весной 2007 г. из Петербурга в Мурманск выехала экспедиция в составе 50 российских морских геологов и геофизиков. Целью экспедиции, начавшейся с Мурманска, является уточнение границ континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане. Экспедиция должна найти подтверждение возможности и аргументы в пользу расширения экономической зоны РФ. В главном исследовательском центре Минприроды России и РАН считают, что в Северном Ледовитом океане за пределами 200-мильной экономической зоны РФ есть возможность, с большой долей вероятности, приращения на 1,2 млн. км2 ее континентального шельфа с запасами углеводородов в объеме не менее 9-10 млрд. т условного топлива.

Конвенция ООН по морскому праву определяет внешние границы государств по 12-мильной, а их экономические интересы - по 200-мильной зоне. Расширение экономической зоны страны допускается лишь в случае, когда границы континентального шельфа (подводная окраина материка) заходят за пределы ее 200-мильной экономической зоны. Для претендования на это в Арктике, например, Российская Федерация должна научно подтвердить, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Сибирской континентальной платформы. Именно эти работы Россия рассчитывает завершить до 2009 г. Экспедиция проводится в рамках программных экспериментов Международного полярного года. Изучение океанического дна запланировано в акватории подводного хребта Ломоносова в Восточной Арктике. В России обеспокоены будущим Арктики. Еще в 2001 г. эта страна подала в ООН заявку о восстановлении внешних границ континентального шельфа, а также пакет геолого-геофизических материалов, на основании которых российские специалисты считают, что существующая акватория (1,2 млн. км кв.) является естественным продолжением ее территории.

Как известно, в пределах Арктики расположены территории, континентальный шельф и исключительные экономические зоны 8 арктических государств: Российской Федерации, Канады, США, Норвегии, Исландии, Дании, Финляндии и Швеции. Именно эти страны являются основными акторами (субъектами) политических и экономических отношений в этом регионе. Однако наибольший успех в освоении углеводородов арктического шельфа продемонстрировала Норвегия. Опыт осуществления успешных проектов в Северном море помогает норвежским специалистам в работе и в Баренцевом море. Определенный опыт реализации арктических программ имеют США и Канада.

Другим важным направлением этого сотрудничества являются изучение и применение уникального опыта стран Севера Европы по энергосбережению, а именно - Дании и Исландии. Дания осуществляет добычу нефти и газа на 19 месторождениях в Северном море. Основная доля добычи (79%) принадлежит консорциуму DUC (Dansk Undergrund Consortium), куда входят компании "Шелл" (46%), "Мёл-лер-Мэрск" (39%) и "Тексако" (15%). DUC эксплуатирует 15 месторождений, на датский концерн DONG приходится 3 месторождения (7,9% общей добычи). Еще одна датская компания "Amerada Hess" ведет добычу на одном месторождении. К началу 2005 г. в датском секторе Северного моря были построены 50 платформ, а в целом эксплуатируются 250 скважин. Дания использует для экспорта углеводородов в Нидерланды свой трубопровод, подключенный к газопроводной системе NOGAT и расположенный в голландском секторе Северного моря. Важным достижением в энергосбережении считается тот факт, что в Дании доля энергии, получаемой за счет возобновляемых источников, постоянно растет.

К настоящему времени общие разведанные запасы нефти и газа в датском секторе Северного моря составляют, соответственно, 268 млн. м куб. и 132 млрд. м куб. При объемах добычи на уровне 2004 г. запасов нефти хватит на 12 лет, а природного газа - на 15.

В Дании основная часть электроэнергии производится центральными ТЭС. В этой стране электроэнергия производится также на децентрализованных станциях, при эксплуатации ветровых энергетических установок (ВЭУ) и в частном секторе. Энергетическая политика Дании тесно связана с развитием энергетики не только в странах-соседях, но и в общеевропейском масштабе. Она активно сотрудничает в этой сфере с ЕС, Международным агентством по энергетике и СМСС. Министерство транспорта и энергетики Дании обеспечивает ее энергетическую безопасность во взаимодействии с институтами стран - членов ЕС. Дания стремится играть важную роль в решении мировых энергетических проблем с целью содействия экономическому развитию и охраны окружающей природной среды. Одним из примеров в этом отношении является постоянное повышение значения ВЭУ: на Данию приходится около половины мирового рынка соответствующих наземных установок и 94% мировой выработки ветровой электроэнергии.

Исландия также имеет определенные преимущества в области энергетики, а именно - крупные запасы гидроэнергии. Ежегодно здесь на ГЭС и на геотермальных станциях производится 4,5 тыс. ГВт • ч электроэнергии. По потреблению электроэнергии надушу населения Исландия является второй (после Норвегии) в мире (17 тыс. кВт • ч в год). Кроме того, здесь есть и используется весомый потенциал геотермической энергии. В стране 86% населения обогревается экологически чистым местным теплом. Промышленная утилизация геотермической энергии - это достижение последних лет. Благодаря успешному использованию возобновляемых энергоресурсов Исландия вышла на ведущее место в этой сфере. Все это способствует развитию рекреационного сектора исландской экономики, который стал одной из основных ее отраслей: ежегодно страну с населением 200 тыс. чел. посещает более 250 тыс. туристов. Доходы от этой деятельности превышают 5% ВВП Исландии и вносят в ее бюджет 12% всех валютных прибылей.

В Канаде государственное управление нефтегазовыми ресурсами на север от 60-го градуса северной широты осуществляется в рамках Северо-Западных Территорий (СЗТ), в провинции Юкон, а также на северном шельфе. Все эти территории находятся под юрисдикцией федерального центра. В 1998 г. управление ресурсами в провинции Юкон перешло к ее администрации. Поэтому нефтегазовые стратегии в рамках этих территорий различны: если Юкон имеет все необходимые полномочия в данной сфере, то соответствующая политика СЗТ ограниченна.

Развитие Севера Канады обусловлено ростом спроса на природный газ на территории США. До 1994 г. нефтегазовые операции в рамках СЗТ проводились в ограниченных масштабах, поскольку здесь действовал мораторий с целью установления прав собственности на земельные участки коренных народов. В тот период эти народы выступали против расширения нефтегазовых операций и сооружения трубопроводов в местах своего проживания и ведения традиционной для них хозяйственной деятельности. Однако после создания в рамках проекта строительства газопровода в США "Трубопроводной группы коренных народов" (Aboriginal Pipeline Group) этот мораторий был снят. Представители коренных народов как собственников земельных участков, по которым проложен трубопровод, получили треть его собственности. Тем самым местное население было заинтересовано в разработке и транспортировке газа.

Общим элементом арктической политики в упомянутых странах является целевая государственная поддержка развития местных общин, бюджеты которых в значительной степени пополняются государственными денежными средствами. В США государственные ассигнования на исследования Арктики выросли в течение 1988-1998 гг. с 96 млн. до 190 млн. дол. В таких приарктических странах, как Исландия, Финляндия и Канада, за счет государственных денежных средств достигнут самый высокий в мире уровень компьютеризации. Эти страны (прежде всего, Канада) являются ведущими также по развитию человеческого потенциала и использованию наукоемких технологий. На Аляске около 70% самодеятельного населения уже не работает в секторе материального производства, В Российской Федерации соответствующий показатель составляет 30-40%. Бюджеты северных территорий Канады на 60-70% обеспечены федеральными бюджетными денежными средствами.

Специфика российского подхода к Арктике, по мнению самих российских экспертов, заключается в том, что северная компонента в нефтегазовой политике страны находится на стадии осмысления, хотя работы по поиску и разведке энергоресурсов в высоких северных широтах ведутся уже более полувека. Конечно, в России разработаны определенные программы развития этого региона ("Освоение и использование Арктики", "Мировой океан"), однако их финансовое наполнение ожидается лишь в 2008-2012 гг. В целом же за период после распада СССР наблюдается снижение уровня управления арктическим регионом. Как правило, до стадии практической реализации доходит небольшое количество проектов. Среди удачных называют месторождения на территории Ненецкого АО - "Ямбургское", "Варандей", "Таравей", "Северное Сияние".

Поделиться и сохранить:

1

Срочно нужны деньги?

Не уверены в положительном решении банка?

Мы помогаем даже в самых сложных ситуациях, когда другие не знают, что делать!

Получить займ

Какие возможности даёт ваша кредитная история?

Быстрая проверка кредитной истории!

Проверить кредитную историю